суббота, 9 февраля 2013 г.

приложился к народу своему

1. В наше время в СМИ, включая интернет, господствует публицистика. Даже «толстые» журналы отводят ей немало страниц. Между тем в публицистике мало позитивного, она больше склонна обличать, клеймить, осмеивать, либо фетишизировать те или иные события, тех или иных деятелей истории и культуры, те или иные периоды жизни страны. И потому спорам нет конца. Да собственно в этом никто и не заинтересован. Это бег без финиша. Другой грех публицистики состоит в том, что она рождает многочисленных лжепророков и прорицателей. Посмотрите прогнозы развития России 3-5 лет назад (тут очень полезен авторский каталог Русской народной линии), как они далеки от того, что существует сейчас. Правда это не останавливает их в новых «пророчествах» и заклинаниях. При этом ряды публицистов растут и растут и невольно заражают и нас публицистическим зудом обличения и уныния. Как остановить эту лавину, грозящую накрыть нас и лишить активной созидательной деятельности на благо России. Чтобы преодолеть публицистический соблазн очень полезно взглянуть на события истории и на жизнь страны в целом с точки зрения метафизики. К сожалению, философы не жалуют её в наше время. Другое дело поэты. У всех великих русских поэтов и писателей есть метафизическая глубина, в том числе и когда они касаются жизни Народа, истории России, Времени. Их проникновенный взгляд в суть проблем не просто отрезвляет (освобождает) нас от суеты и мельтешения, не просто помогает придти в себя, но открывает новые горизонты осмысления жизни, несет новое понимание событий. В этой связи я хочу предложить свои размышления, навеянные на меня стихотворением Н.М.Рубцова «Старая дорога».2. «И скончался Авраам, и умер, и приложился к народу своему» (Быт. 25: 8). «Приложиться» к народу своему призван каждый человек. Приложиться к народу своему это значит быть своим для него и оставить после себя что-то нужное ему, родной земле, для русского человека России. Без этого мы пыль и прах, в метафизическом смысле «ничто». Вот критерий нашей деятельности, нашего творчества, наших поступков и дел, и что дает нам право называться русскими людьми. Конечно это не исчерпывающее определение русскости, хотя по своему, очень верное и точное. Есть и еще одно определение, помогающее нам нас еще глубже понять родство своему Народу. Это метафизическое определение русскости. В метафизическом смысле русскость есть одухотворенность Русским духом. Из этого следуют выводы, способные не просто смутить, но и возмутить некоторых патриотов и консерваторов. Русская идея, Русская цивилизация, Русский мир, Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, СССР, Российская федерация - всё это лишь образования Русского духа, поэтически выражаясь, «облака» на нашей исторической дороге, сменяющие друг друга, но никогда не возвращающиеся и с которыми мы должны прощаться по истечении того или иного времени.Всё облака над ней, всё облака...В пыли веков, прозрачны и незримы,Идут по ней, как прежде, пилигримы,И машет им прощальная рука.Пилигрим, в отличие от туриста, идет не поглазеть на чужие святыни, ибо имеет их в своем сердце, и в отличие от странника, кровно связан с этой дорогой (нашим историческим путем), и потому русским взглядом оценивает и переживает все увиденное, ибо ощущает с ним «самую жгучую, самую смертную связь». Об этом самое глубокое, самое метафизическое стихотворение Н.М.Рубцова, начальные строки которого я привел выше и которое я продолжаю: Навстречу им - июльские денькиИдут в нетленной синенькой рубашке,По сторонам - качаются ромашки,И зной звенит во все свои звонки,И в тень зовут росистые леса...Как царь любил богатые чертоги, Так полюбил я древние дороги,И голубые вечности глаза!Тот, кто увидел голубые глаза России, навек свой Ей. Это поэтически выразил Рубцов:Здесь каждый славен - мертвый и живой!И оттого, в любви своей не каясь,Душа, как лист, звенит перекликаясьСо всей звенящей солнечной листвой,Перекликаясь с теми, кто прошел,Перекликаясь с теми, кто проходит...Здесь русский дух в веках произошел, И ничего на ней не происходит.Но этот дух пройдет через века!И пусть травой покроется дорога,И пусть над ней, печальные немного,Плывут, плывут, как мысли, облака.Воодушевляться этим духом призваны все мы, считающие себя русскими людьми. Это вторая задача русского человека, после задачи (цели) спасения. И она не противоречит, не заслоняет первую. Более того, Бог помогает всем «пилигримам» Народа и мы видим это в нашей истории, когда Бог спасал нас от нашествий: Тамерлана, Карла, Наполеона, Гитлера. Но всегда и мы, «от мала до велика», не были пассивны, а героически сражались за Святую Русь, Отечество, Родину. Осознание своей ответственности за судьбу России и чувствование помощи Божией в своем служении Родине - вот два «камертона», настраивающие нашу жизнь на верный лад, сохраняющие нас среди всех бед и невзгод, придающие нашей жизни высший смысл.Это чувствовали все великие люди России, а писатели и поэты и писали об этом. Движение по этой дороге Н.В.Гоголь ассоциировал с птицей-тройкой: «У, какая сверкающая, чудная, незнакомая даль... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух». Эту дорогу А.Блок осознавал как стихию и ощущал тяжелую и неотвратимую поступь Народа на ней, а с другой стороны, внимал «приближению Бога». «Среди суеты и многолюдства нам надо иногда опускать занавес, прислушиваться к тишине, внимать приближению Бога, вникать в разрастающие звоны набегающей тройки, благодатной, сходящей на нас красавицы - России». (Блок А.А. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л., 1961, с.344). Гоголь представлял образы исторического движения России в виде тройки, у Блока это «летящая степная кобылица, мельканье верст и круч».И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль...Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль...И нет конца! Мелькают версты, кручи,Останови! Идут, идут испуганные тучи,Закат в крови.Закат в крови! Из сердца кровь струится!Плачь, сердце, плачь.Покоя нет! Степная кобылица несется вскачь.Мы уже не на тройке, не летим вместе со «степной кобылицей», но мы идем, пусть пилигрима

К 75-летию Николая Михайловича Рубцова (3 января 2011 года) …

Приложиться к народу своему

Православие  Самодержавие  Народность

Русская народная линияинформационно-аналитическая служба

Расскажите о РНЛ, нажав кнопки!

Приложиться к народу своему

Комментариев нет:

Отправить комментарий